Котировка цен — одна из главнейших функций товарной биржи. Проследим, каким образом происходит этот процесс на примере.
Допустим, существует сто покупателей определенного товара и двадцать производителей, которые территориально расположены на большом расстоянии друг от друга. При этом имеется свобода хозяйственных связей и цен. Каждый потребитель самостоятельно может связаться с изготовителями. Стоимость товаров при отсутствии надежной информационной сети будет сильно колебаться.
Те же производители и потребители представляют свой спрос и предложение на бирже в концентрированном виде. Появляется единая рыночная цена, которая служит ориентиром для всех. При этом колебания конкретных цен являются не столь значительными, появляется их базис, который в принципе соответствует уровню общественно необходимых затрат. Все те, кто его превышает, начинает нести убытки и просто выбывает из игры.
Весь процесс котировки является очень трудоемким и требует учета разнообразных ценообразующих факторов, в частности на биржевые котировки очень сильное влияние оказывает экономическая статистика. Приведем основные правила, которые нужно обязательно учитывать.
В первую очередь товары нужно котировать в полном соответствии со стандартами. Необходимо копировать исключительно те товары, сделки по которым осуществляются систематически. Иными словами, котируются лишь важнейшие ресурсы, выставляемые постоянно, которые занесенные в твердый список или другими словами базу биржевого бюллетеня.
По возможности в процессе котировки исключаются цены, которые не отражают рынка данного биржевого дня: если цена сделки при отсутствии предложения ниже типичной цены минувшего биржевого дня, где было достаточное предложение, то она должна быть в обязательном порядке исключена. Когда сделок по данному товару за день не оказывается, то цены предыдущего дня на него не могут являться показателем рынка. Они в полной мере исключаются из процесса котировки.
В процессе проведения котировки необходимо выделить тот минимальный объем продукции, при нарушении которого сделку не принимают в расчеты. Как правило, цены на единицу товара являются различными в зависимости от величины опта.
При котировке принимаются во внимание и условия расчета по сделкам: на срок или на наличный товар. На уровень цен и, в том числе, на котировку, влияет статус контрагентов.